Home > workshop > Selfpromotion 102

Selfpromotion 102

November 24th, 2007

Покончив с теорией (см. #101) переходим к практике.

Перво-наперво хочу напомнить вам о том, что как таковых секретов нет, есть просто недостаток информации или отсутствие опыта. Те, кто тщательно охраняют свои наработанные стратегии, «уловки и приемы» (на каком-то отечественном форуме мне встретилось это сочетание, которое до сих пор вызывает улыбку), на самом деле роют себе о-о-очень глубокую яму. Разумеется, это не означает, что нужно рассказывать о своем опыте на каждом углу, однако если у вас спросят совета – не бойтесь делиться информацией. Цель настоящего материала – показать вам направления развития, подбросить пару-тройку идей, пищу для размышлений. Однако пройти этот путь вам придется самостоятельно. Даже первоклассные статьи будут бесполезны, если вы бездействуете.

Selfpromotion основан на очень простом принципе: вы делаете работу и показываете ее как можно большему количеству людей. На этом можно было бы поставить точку, но вас наверняка интересуют детали. Итак, что же нужно делать, чтобы вас заметили (предложили работу, руку и сердце и т.п.)?

Less talk more work

Больше работай и меньше разговаривай (здесь и далее иногда использую подходящие по смыслу английские фразы). Самый ценный ваш ресурс (asset) это время. Вы можете купить мощную рабочую станцию, кисти, краски, артбуки, софт… все кроме времени. Поэтому на первое место выходит эффективная организация и распределение временного ресурса. Многие соотечественники прожигают уйму времени в бестолковых дискуссиях на форумах (треды из разряда, что круче прога X или Y?), блогах и ICQ, за которое вполне можно было бы нарисовать несколько новых работ. Общение важно, но есть разница между болтовней и продуктивным разговором. Помните, что о вас, прежде всего, говорят ваши работы, а не слова.

Set no limit

Важнейшим моментом являются ваши мысленные установки (mindset). Все внешние проблемы просто меркнут перед блоками, которые вы выстроили в своем сознании. Например, сейчас о вас никто не знает, вы смотрите на работы известного художника и думаете «Н-да… я никогда не смогу так нарисовать». Вот это и есть блок. Вы сами себе запрещаете ТАК рисовать. Но посмотрите на то, с чего начинал ваш любимый художник… Все мы начинаем с весьма скромных результатов. Однако если в сознании новичка сияют ослепительные вершины, он их обязательно достигнет, став однажды величайшим мастером. Актеры, писатели, поэты, мастера боевых искусств, все те, кого мы знаем как великих, ставили себе великие цели. Если вы не верите в свою мечту, это еще один блок. Конечно, на перестройку своего сознания, ломку стереотипов уйдет не один месяц, но поверьте, оно стоит того!

Tell it everybody

Чтобы о вас узнали, вы должны каким-то образом рассказать о себе другим. Сколько языков вы знаете кроме русского (матерный не считается)? Если ответ «ни одного» – вы серьезно ограничиваете свой потенциал. Во-первых, хотим мы того или нет, мировая арт сцена многократно превосходит отечественную тусовку. Там пишется огромное количество статей, уроков, идет обсуждение по многим вопросам на ставшем де-факто английском языке. Что можно почитать в рунете на русском? В лучшем случае разной степени корректности переводы зарубежных материалов и чуток авторских работ. Вот и все. Во-вторых, вы автоматически закрываете для себя зарубежные контакты. Увы, никто не будет учить русский, чтобы обратиться к такому замечательному художнику как вы. Именно вам придется подтянуть свой «инглиш», дабы Джо из Техаса понял, что вы не «ф’кин хакер фром раша», а нормальный человек, с которым можно работать.

Вебсайт

Сколько талантливых художников закрывают перед собой все мыслимые и немыслимые двери, не понимая той роли, которую играет вебсайт (он же онлайн портфолио). Просто диву даешься, когда человек говорит, мол, все ленюсь сделать свою страничку… так и хочется сказать, да сделай же, наконец, этот хренов вебсайт!!!
Сегодня сайт это ваш онлайн агент, работающий 24 часа в сутки 7 дней в неделю круглый год. Вы бы только знали, какую работу он проворачивает, даже когда вы спите или просто идете по улице. Многие соотечественники относятся к вебсайту как к развлечению, забавной «фишке», которой можно похвастаться перед знакомыми. Поэтому и отдача от таких ресурсов минимальная. Но если художник подойдет к делу со всей серьезностью, то он получит в свои руки мощнейший инструмент. Свой первый сайт я запустил в 1999 году в виде набора простых html-страниц. С тех пор, благодаря ему мне удалось познакомиться с множеством замечательных людей и клиентов. Более того, с его помощью мне вообще не приходится искать заказы.
Как создать хорошее онлайн портфолио – тема для отдельной статьи. Работая над link collector’ом я пересмотрел свыше тысячи сайтов и, надо сказать, мало кто из художников заботится о создании по-настоящему удобного ресурса.

Keep website updated

Мало просто выложить в сеть свое портфолио, его еще нужно постоянно обновлять по мере роста вашего мастерства. Открывая сайт у человека должно сразу сложиться впечатление о вашем текущем уровне. А то иной раз заглянешь, а там хоть веником пыль сметай – последнее обновление датируется чуть ли не прошлым веком. Not good.

Галереи

Если у вас недостаточно знаний/ресурсов для создания своего сайта, воспользуйтесь готовыми сервисами. В сети сейчас множество сайтов, дающих возможность за небольшую плату (или вообще бесплатно) создать свою страничку и загрузить картинки. Пожалуй, один из самых популярных и профессиональных ресурсов такого толка portfolio.cgsociety.org.
Такие сторонние ресурсы могут дополнять ваш основной сайт. Например, я поддерживаю сразу три галереи: на Elfwood.com, Epilogue.net и CGSociety.org. Исходящий трафик и feedback варьируется время от времени, скажем, с Epilogue.net сейчас уже практически нет откликов, в то время как с Elfwood, наоборот, пошел поток комментариев. И не забывайте про обновления! Никогда не знаешь, кто (не)случайно заглянет на твою страничку.

Форумы

Регулярно выставляйте свои работы на хороших, профессиональных форумах. Кто знает, быть может, среди посетителей есть и ваши потенциальные работодатели? Обращайте внимание на преобладающую тематику ресурса: не стоит идти в гости с фэнтезийными эльфийками к любителям стальных звездолетов. Ваша задача брать не количеством, а качеством. Спамеров никто не любит. Даже если в роли спама выступают рисунки. Так же не стоит ожидать конструктивной критики или откликов – зарубежные ресурсы перенасыщены работами, а российские представляют собой тусовки для своих. К сожалению, в последние годы, это проявилось особенно ярко, поэтому ряд действительно талантливых ребят уже не выставляют свои работы в рунете.

Конкурсы и публикации

Предпочтительнее участвовать в зарубежных состязаниях. Отечественные мероприятия своей организацией кроме слез ничего не вызывают. Если организаторы даже не удосуживаются отправить вам email с подтверждением получения работы, на них сразу можно поставить большой и толстый крестик и забыть как страшный сон. Если серьезно, отдача наших конкурсов чрезвычайно мала. Зарубежные мероприятия, как правило, гораздо лучше организованы, да и эффект там другой, но в то же время требования на порядок выше – плечом к плечу с вами будут стоять очень серьезные люди.
Время от времени различные издательства объявляют о начале приема работ для какой-либо публикации (например, австралийская Ballistic Publishing, издатели сборника Expose, Exotique и др.). Участие может быть как бесплатным, так и за небольшую плату (разовый оргвзнос или отдельно за каждую работу). Важно не просто попасть в такой сборник, а оказаться в фокусе, в центре внимания. Одно из самых престижнейших изданий – Spectrum. Бром, Донато, Тодд Локвуд, Майкл Велайн… возможно и ваше имя появится на его страницах!
Помимо печатных изданий существует возможность публикации в электронных журналах (e-zine) вроде 2d/3d Artist Magazine, ImagineFX, IT’S Art, CGArt и др. Такие издания распространяются в виде PDF файлов бесплатно или по подписке. Критерии отбора работ несколько ниже, чем в печатных изданиях, что дает возможность молодым авторам заявить о себе.

Конференции и конвенты

На западе это чуть ли не один из основных каналов: только на конвентах можно поймать за руку арт директора Wisards of the Coast, TSR, Tor Books, представителя Marvel или спросить совета у общепризнанных мастеров кисти. Как правило, туда приезжают люди со всего мира, поэтому значимость подобных мероприятий трудно переоценить. Одно дело общаться с художником через Интернет и совсем другое видеть его перед собой. Также на конвентах проходит распродажа – художники привозят постеры или оригиналы своих работ и предлагают всем желающим приобщиться к творчеству. Некоторые мероприятия даже организуют аукционы. Вообщем конвент это не только продуктивное общение, но и возможность заработать.
Когда вы уже имеете определенный опыт работы, выступайте с докладами и мастер-классами. После таких выступлений в вашем активе могут оказаться как новые визитные карточки, так и свежие идеи.

Рекомендации

Часто художники рекомендуют коллег своим работодателям (не путать с блатом!). Общайтесь, поддерживайте контакты с друзьями и коллегами. Кто знает, откуда придет очередной заказ или предложение?

Агенты

В России почти неизвестны, на западе встречаются сплошь и рядом. Агент, это человек, как правило со связями в арт сообществе (чем больше и серьезнее связи, тем круче и дороже агент), который берет на себя все заботы о продвижении на рынок вашего искусства, предоставляя вам возможность заниматься только творчеством. Найти хорошего агента, это все равно, что найти хорошую жену или мужа. На первоначальном этапе даже не задумывайтесь об этом – к примеру, расходы на оформление контракта, пересылку портфолио (на CD или prints!) из какого-нибудь Лесосибирска в Лас Вегас превысят все ваши текущие доходы. С зарубежным агентом имеет смысл связываться тогда, когда вы вышли на определенный уровень и желаете освоить новые рынки.

Оби-Ван (Гендальф)

Найдите ментора или наставника – человека, который научит вас уму-разуму. Не обязательно профессиональный преподаватель или художник, это может быть просто ваш друг. Мне здорово повезло встретить таких людей. С кем-то пути уже разошлись, кто-то по-прежнему рядом, но всегда помнишь тех, кто щелкал тебя по носу, когда он начинал слишком задираться. Эти люди, как правило, очень просто смотрят на ваши работы, без фанатизма. Но от обычных критиков их отличает то, что вы им доверяете.

Действуй как профи, даже если ты новичок

Это касается всего, начиная от стиля написания писем (или разговора по телефону) и заканчивая непосредственно работой. Многие вылетают на том, что ведут себя как капризные дети, работая с заказчиком (впрочем, это не означает, что клиенты всегда ведут себя как настоящие ангелы). Работая над заказом, ты должен действовать как профессионал. Твоя задача сделать хороший продукт в отведенное время. Никого не волнует, что твой компьютер едва шевелится под грузом рабочих файлов или в твоем доме отключили свет на весь день. И тем более никто не оценит твое умение скалить зубы в ответ на замечания. Нужно научиться отделять эмоции от здравого смысла. Оглядываясь назад, в ретроспективе я понимаю, что многие замечания были к месту, но тогда мне приходилось буквально силой держать язык за зубами. Профессионализм заключается не только в умении здорово рисовать, но и вести себя определенным образом. Никто не хочет работать с капризными, плаксивыми взрослыми детьми.

No value, no money

Вас берут на работу, дают заказы не потому, что вы такой замечательный и умеете рисовать. Вы вообще мало кого интересуете. Вас замечают тогда, когда вы делаете что-то нужное обществу, т.е. удовлетворяете общественные потребности (производите общественные ценности). Но если ваша цель заключается лишь в том, чтобы заработать денег – вы движетесь в тупик. Никто и никогда не даст вам денег, если вы не приносите пользу. И не путайте общественные ценности с модой. Общественные, общечеловеческие ценности это то, что остается неизменным с течением времени.

Научись говорить «НЕТ»!

Это трудно, особенно в самом начале, отказывать в предложениях о работе. Мой опыт и опыт коллег показывает, что восемь предложений из десяти даже не стоят рассмотрения. Помните, ваш главный ресурс это время. Вы всегда сможете наработать «упущенную выгоду», но потраченное время никто не вернет. Если предложение слишком хорошо, чтобы быть правдой, скорее всего так оно и есть.

Работай с душой и для души!

Вокруг этого пункта сломано огромное количество копий. Когда человеку говоришь, делай то, что тебе нравится, рисуй для души, он обычно парирует, мол, а кто мне за это будет платить? В этом случае я воздерживаюсь от объяснений: для того чтобы понять, прочувствовать смысл этой фразы нужно «повариться» в бизнесе не один год. Анализируя свой путь, я давно понял, что коммерческие работы не принесли мне ничего кроме денег. Многие даже и не догадываются, что ты кому-то что-то там оформлял (порой доходит до комичных случаев, вроде «О! Так это ты делал?!»). Меня знают исключительно по персональным работам, что я рисовал для собственного удовольствия. Потому что именно они позволяют раскрыться, взять зрителя за руку и провести его по увлекательным мирам. В коммерческом арте зачастую приходится подстраиваться под видение арт-директора или других людей. Здорово, когда их воображение превосходит ваше, а если нет? Тогда для художника начинается трагедия, либо он заключает сделку с совестью и закрывает на все глаза. Но это не означает, что в коммерции вообще нет места для души. Есть. Нужно просто искать или брать интересные для вас заказы. Когда работа сделана хорошо, с огоньком, это чувствуется и, как правило, приводит к новым заказам подобного толка. Через некоторое время вы заметите, что работа будет находить вас сама.

У персональных работ есть только один хозяин – вы. Вам не нужно просить у кого-то разрешения, чтобы выложить работу на сайт или отправить ее редакторам журнала для оформления интервью. Вы сами распоряжаетесь судьбой своих картин. Главное не ждать быстрого результата. Это все равно, что засеять поле и на следующий день отправляться за урожаем.

Categories: workshop Tags:
  1. November 24th, 2007 at 20:26 | #1

    Лео, спасибо что делишься ценным жизненным опытом. =) Жаль таких людей как ты мало…
    После прочтения озадачусь, вебсайтом, обиванами и гендальфами, да и подтянуть свой вери бед инглишь )

  2. hellstern
    November 24th, 2007 at 21:36 | #2

    Спасибо! оченнь ценно!

  3. E.
    November 24th, 2007 at 22:31 | #3

    ага
    вот сайт есть, пара дружественных йод тоже, инглиш хороший, а спамить собой во многих галереях и форумах сразу как-то неудобно :(

  4. November 25th, 2007 at 03:03 | #4

    Спасибо)
    Полезно и интересно)

  5. November 25th, 2007 at 04:48 | #5

    Лео,огромное сенькс))))
    *Вырубила асю,села рисовать*)))))))))

  6. November 25th, 2007 at 14:30 | #6

    Вообще тема эта достаточно обширная и я наверняка что-то упустил, поэтому если вдруг что непонятно или появились вопросы – пишите.

    ArseniXC, важно не то, что их много или мало, а то что они вообще есть. Хотя шишек по-любому хватит на всех. :D

    Вебсайт очень важен – я пока не стал писать о том, что сайт может приносить вам больше денег, чем ваша фуллтайм работа по 16 часов в офисе. Но про заработки онлайн надеюсь поговорим позже (для меня самого это новая тема), сегодня для нас важен selfpromotion. Чем больше о тебе знает людей, тем больше твои возможности.

    Инвестиции/затраты на создание и запуск сайта смехотворно малы, отдача в долгосрочной перспективе просто колоссальная. Если конечно сделать все правильно. Сейчас даже многие работодатели (например, студия ArenaNet, авторы mmorpg GuildWars) говорят прямо – дайте линк на свое портфолио! А ведь еще совсем недавно повсеместно было принято отправлять обычные письма с копиями работ. У меня были случаи – рекомендуешь кому-то художника, тыц, а его работ в сети нигде нет…

    Насчет английского, когда я начинал мои познания знания языка были весьма посредственными… доходило до комичных случаев, когда не заглянув предварительно в словарь на форумах писал такое, что народ потом доходил до белого каления… :D Более-менее я знаю английский благодаря постоянному общению и чтению на форумах, сайтах и т.п.

    Е., наша задача не завалить интернет своими работами (подобно спамерам), а наносить прицельные удары в нужные секторы. Например, если ты рисуешь фэнтези, то нет смысла идти в гости к любителям фантастики. У большинства ресурсов есть характерная направленность. Скажем в эльфвуде я не выставляю фантастические, анимешные и др. нефэнтезийные работы.

    Дальше, на хорошие иллюстрации уходит много времени, поэтому интервал между твоими постами даст людям необходимую передышку. ;) Speedpaint, скетчи лучше складывать в один тред или вообще оставить только в своем блоге(жж). Сейчас у нас многие увлеклись этой гонкой, но для серьезных компаний и издательств скетчи не представляют ценности.

  7. November 25th, 2007 at 21:54 | #7

    В науке это всё тоже работает.

  8. November 26th, 2007 at 04:14 | #8

    мне кажется здесь уместно было бы обратится к творчеству класиков 19 века – Илья Репин и компания . Ведь свои самые крутые картины (которые мы и называем шедеврами ) они писали по зову души, а потом продавали за бешеные бабки .

  9. German
    November 28th, 2007 at 00:41 | #9

    Спасибо за статью.
    Очень правильно написано. А главное актуально.

  10. Conso
    November 28th, 2007 at 08:15 | #10

    sinyavsky, по-моему они продавали свое имя на картинах…

  11. Илья Lizard
    November 28th, 2007 at 10:27 | #11

    Спасибо, есть очень любопытные и правильные пункты.
    Кстати, вопрос – как вы относитесь, в свете темы само-продвижения, к проектам с негарантированной выгодой – т.е. работой над проектом, который в любом случае принесет опыт, но деньги и полезную запись в резюме – только в случае негарантированного успеха ?
    Такие предложения можно встретиь на ресурсах вроде CGtalk conceptart.org и отношение к ним, вобщем, вполне серьезное.

    И маленькое добавление –
    Не так давно появилась такая категория, как журналы – журнал ImagineFX в каждом выпуске публикует несколько работ от девяти-десяти художников . Попасть туда значительно легче, нежели в пристижные издания, а аудиторию это журнал собрал уже немалую.

  12. Saikono
    November 28th, 2007 at 18:44 | #12

    Огромное Спасибо, очень поучительно!
    Можно попросить тебя быть моим наставником?

  13. November 29th, 2007 at 16:48 | #13

    Илья Lizard, довольно много проектов начинаются как некоммерческие. Когда вы молоды, учитесь в школе или ВУЗе и еще не занимаетесь на 100% добыванием хлеба насущного, участвовать стоит однозначно. Дело в том, что у молодежи возникает классическая проблема – для приема на работу требуется опыт, а получить его можно только поработав по специальности. Поэтому такие условно говоря “некоммерческие” проекты, это шанс получить опыт… а если проект “пойдет”, то еще и заработать.

    Свои первые игры я пробовал делать еще учась в ВУЗе, ни о каком успехе и речи не шло – обычные “гаражные” разработки на коленке. Тогда даже интернета у нас не было… только фидо. [справедливости ради нужно отметить, что тогда в России играми даже и не пытались зарабатывать] Но те разработки пригодились в дальнейшем.

    Первый мой коммерческий проект изначально был проектом с неочевидной выгодой. Мне написали ребята из Германии (увидели рисунок на каком-то сайте – к вопросу о selfpromotion) и попросили помочь им с графическим оформлением. Мы много работали вместе, было весело и интересно (особенно делать в одиночку анимационный ролик). В итоге игра вышла на прилавки, даже у нас были пиратские копии(!), но коммерческого успеха не сыскала. Однако я получил опыт работы в разных ролях от обычного pixel grunt’а до арт-директора. А это никакими $ не измерить.

    Другое дело, когда ты уже имеешь опыт работы и получаешь зарплату, тогда становится сложно заниматься “благотворительностью”, учитывая опыт многих наших соотечественников. Рискуя породить волну флейма скажу так, когда человек занимается только коммерцией, он роет себе еще одну яму. Я вижу много наших толковых ребят (и девушек) которые однако уже не в состоянии сделать что-то just for fun. Суть проблемы кроется в том, что человек становится вроде сборочного робота на конвейере – т.е. просто делает игры. Думать о повышении качества, размышлять о новых высотах, анализировать ему некогда, конвейер ждать не будет. В итоге здорово “качается” количественный скилл (быстрый моделлинг, текстуринг, концепт-арт), но идеи остаются на примитивном уровне. А, как известно, идеи правят миром. ;) Если я нарисую классного монстра для стрелялки, публика поохает ровно до выхода другого шутера. Но если наряду с монстром я заложу в игру изящный концепт, идею, то ее могут помнить ооочень долго. Некоммерческие проекты как раз и дают возможность обкатать различные идеи. Я до сих пор участвую в таких вещах и причем не делаю разницы в качестве, иными словами постер для indy проекта будет сделан так же как и для коммерческого продукта. Это очень важно. Иногда в коммерческом проекте ты делаешь больше чем оговаривалось в контракте без всякой дополнительной оплаты. У меня даже был случай, когда я занимался концепт-артом бесплатно для того, чтобы поработать с интересным мне человеком.

    Вообщем, если есть возможность, то заниматься интересными для вас проектами безусловно стоит.

  14. Илья Lizard
    December 1st, 2007 at 06:28 | #14

    Спасибо за развернутый ответ.
    Я сам архитектор, но очень хотелось-бы переквалифицироватся в создание, а потом и в дизайн задников для игр и прочего подобного – скучновато как-то в проектной деятельности.

  15. Toyo
    December 3rd, 2007 at 07:59 | #15

    спасибо за статью, буквально облекаете в четкие формулировки мысли, беспорядочно витающие в головах начинающих рисовальщиков.

    по поводу публикаций (может быть, я где-то это упустила) — может быть, стоит немножко добавить о pdf-журналах, в которые (я думаю) легче попасть, чем в реально издающийся сборник?

  16. Toyo
    December 3rd, 2007 at 08:00 | #16

    ps: извините за «может быть-может быть» -.-

  17. December 3rd, 2007 at 18:34 | #17

    Toyo, пожалуйста. :) Будет здорово, если хоть что-то из вышесказанного вам пригодится. Насчет pdf, как-то упустил этот момент из виду, добавим!

    Кстати, обращаюсь ко всем читателям, пишите, что вас интересует, какие темы вы хотели бы обсудить? Ведь тема selfpromotion’а была подсказана именно читателем блога, равно как и некоторые другие посты. Пишите, не стесняйтесь!

  18. December 4th, 2007 at 01:39 | #18

    можно задавать какую-то одну тему (например,каким был ваш первый комерческий заказ) а читатели блога в пределах своего коментария пусть опишут как у кого было и что не советуют делать другим.получится и обмен опытом,и интересный разговор.конечно это скорее для форума идея,но подумать стоит на мой взгляд.

  19. Halbtot
    December 5th, 2007 at 01:47 | #19

    И не стесняемся). Может, дадите пару советов неопытным пока, а то до selfpromotion’а – это еще, конечно, далековато)) тем, кто самостоятельно учится рисовать. Кто как начинал, что больше всего помогло и т.п. Не какие-то отдельные приемы – а в общем – принципы.

  20. Toyo
    December 5th, 2007 at 11:38 | #20

    Leo, спасибо!
    пригодится все, так как то, что читается со вниманием, глыбами или крупицами откладывается в голове и помогает поймать свой вектор движения :)

    на данный момент сильно интересует, что нужно учесть и сделать, чтобы личный сайт стал тем самым агентом в selfpromo, может быть, какие-то основные принципы, приемы.

    и вот еще (прочитав комментарий Halbtot’а): как определить, созрел ли ты для серьезного selfpromo или нет?
    часто встречается несоответствие между оценкой человеком своих работ и их реальным качеством (возможно, это зависит от того, завышенная или заниженная самооценка у человека). выход в том, чтобы искать Гэндальфа и выбивать из него чистую правду?

  21. December 5th, 2007 at 18:05 | #21

    мне как начинающему художнику интересно является ли CG прибыльным делом?)и насколько?конечно для художника в первую очередь важно искуство,но сложно думать об искустве когда каждую минуту нужно думать о том где бы взять денег чтоб прокормить семью.

    Да и кстати недавно обновился сайт Муцаева.Сообщение не по теме,но посмотреть стоит кто еще не видел.Появились работы из Крайтека.

  22. December 6th, 2007 at 11:48 | #22

    sinyavsky, спасибо за подсказку, наконец-то Тимур обновил свой пылесборник.. эээ… сайт. )

    По поводу прибыльности cg нужно отметить несколько моментов. Я бы не советовал идти в какую-то сферу деятельности только потому, что там хорошо платят. Если конечно думать о будущем. Это большая трагедия, когда человек занимается чем-то, что ему не нравится, но он вынужден это делать чтобы заработать.

    В России cg сфера новая и достаточно нестабильная, особенно в игровой индустрии. Более-менее нормальные деньги крутятся в рекламе и кино. Но в целом з/п и гонорары ниже чем на западе. Скажем у нас в геймдеве, максимум это 5k/мес в роли арт-директора (поправьте, если ошибаюсь), за рубежом хороший (не супер) специалист стоит от 10k/мес. А теперь, если мы возьмем отечественные з/п банковских служащих, топ-менеджеров, то на геймдев вы уже будете смотреть с большой улыбкой. Какие сейчас самые популярные специальности в ВУЗах? Экономика, менеджмент, таможенное дело, право… будет время, почитайте:
    50 работодателей мечты для молодых специалистов по итогам 2007 года.

  23. December 6th, 2007 at 12:41 | #23

    Toyo, думаю все мысли о сайте/портфолио вынести отдельной статьей. Хотя технологии веба постоянно меняются, но некоторые принципы остаются неизменными.

    По поводу самооценки, человек волен думать что угодно и как угодно – жизнь всегда внесет свои коррективы. Если художник думает, что он суперкрут и в тоже время его работы никто не берет, то скорее всего ему нужно продолжать оттачивать мастерство. Но это очень приближенная оценка, т.к. на самом деле есть множество нюансов. Скажем в нашей стране можно потрясающе рисовать, но не заработать ни копейки.

    Завышенная самооценка может привести к тому, что человек получит заказ и не сможет его сделать. Один раз, второй, третий… и вот уже никто не хочет с ним работать. Заниженная же, в какой-то мере тормозит развитие. Ты бы мог участвовать в перспективном проекте (получил бы опыт и $), но побоялся, что не справишься. У меня бывают броски и в ту и в другую сторону, придерживаться же некой середины позволяет пара вещей:
    1) осознание того, что есть люди, которые работают гораздо лучше и быстрее чем ты;
    2) просмотр и анализ работ других художников.

    Что касается “как определить готов ты или нет” – на мой взгляд не следует ждать какой-то даты или срока. Что-то можно и нужно делать уже сейчас. Ты развиваешься, учишься тогда, когда есть обратная связь. Если рисуешь для себя, в стол, никому ничего не показывая, то как станешь мастером? Искусство это всегда пара: автор и зритель.

  24. December 7th, 2007 at 06:26 | #24

    придумал еще одну тему для обсуждения))интрересно какие специалисты сейчас более востребованы-3д или 2д.Из художников-концепт-дизайнеры или илюстраторы,ну и,соответственно кого сейчас меньше индустрии и кому проще найти работу?

  25. December 7th, 2007 at 21:10 | #25

    Leo: Максимум место артдира стоит в России раза в два-полтора (в лучшем случае) меньше ) А про западные разценки (USA) , я слышал суммы от 6-7к

  26. December 7th, 2007 at 22:21 | #26

    sinyavsky, помнится одна бойкая девушка написала в своем жж, что 3д побьет 2д в России. :D
    Думаю у 3дэшников работы поболее будет, хотя могу и ошибаться… это надо у лео (leopardsnow) спрашивать, он в 2д/концепт-арте круглыми сутками варится. ) В целом вектор ясен, будем работать над новыми статьями.

    leopardsnow, спасибо что уточнил цифры, а про запад лучше вообще не слышать.=) Хотя у нас такая же диспропорция наблюдается в отношении Москвы и регионов.

  27. Toyo
    December 8th, 2007 at 04:48 | #27

    Leo, спасибо :) *в ожидании статьи о сайте-портфолио*

    по поводу торможения развития из-за заниженной самооценки — совершенно верно. будем бороться со своей заниженной.

    по поводу автора и зрителя — говорят, надо своего зрителя найти еще, иными словами, определить целевую аудиторию.

  28. December 16th, 2007 at 04:16 | #28

    Спасибо за статью,Лео.
    Твоя статья вдохновляет на творчество.
    Был приятно удивлен, нарыв в ру-нете твой журнал. Похоже жестокий мир бизнеса не повредил твоих корней. Удачи тебе.

  29. Strannik1988
    April 1st, 2008 at 01:39 | #29

    спасибо огромное очень класная статья =) узнал много нового =)
    главное теперь попробовать на практике поприменять -)

  30. Maks
    May 5th, 2008 at 02:35 | #30

    я хотел задать вопрос чисто из теории
    не уверен что в тему
    но попробую тут
    Что называется концепт артом?
    Как правило в сети в рубрике концепт арт, на за рубежных сайтах, большей частью висят работы с архитектурой, не земными пейзажами. И фигуры людей либо отсутствуют, либо маленькие, в основном для масштаба.
    Оттого у меня формируется ощущение, что концепт арт, это концепция в образах миров, объектов, все то, что касается вещей, архитектуры, каких-то идей, но не людей.
    Но все же четкое определение термина мне не попадалось.
    Интересно было бы услышать Ваше мнение.

  31. August 24th, 2008 at 02:44 | #31

    Спасибо вам огромное за инфу, почитала с интересом

  32. September 3rd, 2008 at 03:44 | #32

    Кстати, поздравляю всех читателей блога с первым сентября. (Автора наверное не нужно поздравлять, так как у Вас наверное все первые сентября уже в прошлом ;) ) Вчера забыла поздравить, как-то не до этого было. Сейчас вот только отошла немного :)

  33. November 13th, 2008 at 21:07 | #33

    Спасибо, Леонид, и за эту статью, и за Ваш блог. Очень и интересно, и познавательно, и вдохновляюще. Море информации.

Comments are closed.